Идеальная мама

Иностранный язык для всей семьи: методики и практика

Содержание статьи:

В современном мире не просто обойтись без знания хотя бы одного иностранного языка. Если речь не идет об использовании его на рабочем месте, то он пригодится как минимум в поездке за границей. Не беда, если язык не удалось выучить в детстве и юношестве: начинать никогда не поздно. До конца пятидесятых годов 20 века использовался лишь традиционный метод изучения – зубрежка стандартных текстов. Учить языки было скучно, нудно и долго. Сегодня система образования претерпела серьезные реформы: появились многие интересные способы, которые позволяют учить иностранные языки легко и интересно. Более того, многие родители стремятся, чтобы их дети шли в ногу со временем и владели иностранными языками. Какие методы изучения существуют? С какого возраста стоит начинать обучение ребенка? У кого эффективнее изучать иностранный язык: у носителя или у русского преподавателя?

Знание иностранных языков желательно для каждого человека
Знание иностранных языков желательно для каждого человека

Традиционные и нетрадиционные способы изучения иностранного языка

!!!Важно!!!
Традиционным принято считать такой способ изучения иностранного языка, при котором основной акцент делается на грамматико-переводный способ.

Именно его используют в университетах, колледжах и других учебных заведениях. Всем знакомая зубрежка текстов, грамматики, произношения, выполнения письменных грамматических заданий. Часто такие знания у незамотивированных людей в изучении языка весьма поверхностны и уже через несколько месяцев забываются. В советское время в СССР использовался только традиционный метод.

 


Плюсы и минусы традиционных методов обучения

!!!Важно!!!
Нетрадиционные методы изучения иностранных языков заслуживают все большего признания.

Они основываются на использовании скрытого потенциала человека. Существует целая наука, которая изучает скрытый потенциал, называется она суггестология. В первую очередь акцент делается не на работе с сознанием, а на работе с подсознанием. Например, методика «25 кадра» или изучение языка во время сна. Часто изучение и зубрежка теоретической базы вообще отсутствует. Основное внимание приходится на «живой» язык, то есть на разговорную речь.

Все чаще педагоги используют в обучении нетрадиционные методы
Все чаще педагоги используют в обучении нетрадиционные методы

Достоинства и недостатки традиционных способов освоения иностранного языка

!!!Важно!!!
Любой метод всегда будет иметь как достоинства, так и слабые стороны для изучающего иностранный язык.

Для того, чтобы освоить язык, необходимо уметь работать с любыми его формами – устной и письменной, ориентироваться в письме, воспринимать речь на слух, уметь писать и правильно говорить. Традиционная методика предполагает обучение всеми формами языка, она имеет два направления:

  • Изолированный подход – когда учитель преподает сперва фонетику, после переходит к чтению, а затем к грамматике. Языковые элементы изучаются по очереди в определенной последовательности. Сторонники этого метода считают, что после изучения отдельных частей языка его можно будет собрать воедино. Противника этого направления уверены, что таким образом язык никогда не освоить. Он подходит лишь для тех, кому нужно сделать видимость изучения иностранного языка.
  • Комплексный подход – предполагает изучение во взаимосвязи. Например, после теоретического изучения какой-либо темы грамматики или зубрежки новых слов, учащемуся предлагается практика: только что изученный материал встречается в различных формах – устной, письменной – в диалогах, монологах, текстах, упражнениях. Таким образом, активируются все виды памяти.

Говоря об эффективности традиционного  метода, нужно понимать, что он будет иметь эффект только в совокупности с опытным и талантливым преподавателем иностранного языка.     

!!!Важно!!!
Самостоятельно двигаться по этой системе не просто. Скорей всего, понадобится брать базовые уроки репетиторства.
Традиционный метод имеет сови достоинства и недостатки
Традиционный метод имеет сови достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки нетрадиционных методов изучения иностранного языка

Нетрадиционные методы основаны больше на устном изучении иностранного языка, а не на зубрежке. В первую очередь акцент уделяется снятию языкового барьера в общении. Часто для преподавания привлекаются раскрепощенные и артистичные преподаватели, ученики свободно общаются в небольших группах. Отдельное внимание уделяется созданию правильной атмосферы, вплоть до окрашивания стен в специальные цвета. Справедливо отметить, что максимальный эффект возможен только при достаточно плотном графике занятий. После обучения необходимо позаботиться о применении полученных знаний, так как без закрепления информация может быть быстро забыта. 

Нетрадиционные методы основаны на устном изучении языка
Нетрадиционные методы основаны на устном изучении языка


Нетрадиционные методы обучения иностранному языку

У кого лучше учиться: «носитель» языка или русский преподаватель

При выборе преподавателя не стоит делать принципиальным вопрос: идти к «носителю» языка или нет – это не то, на что нужно пристально смотреть в первую очередь. Прежде всего, нужно исходить из профессионализма учителя. В обоих вариантах есть свои плюсы и недостатки. Например, «носитель» языка ощущает свой язык изнутри, не переходит на русский. Но ему не всегда легко объяснить те или иные закономерности на русском. В то время как русский преподаватель может лучше понять своего ученика. Самым оптимальным вариантом можно считать совмещение обоих способов. Например, когда русский преподает грамматику, а с иностранцем идет устное общение для устранения языкового барьера. Кроме того, существует эффект привыкания: он проявляется в том, что учащийся может привыкать к речи своих учителей и не воспринимать или воспринимать плохо иностранную речь других людей. Поэтому необходимо использовать любой шанс, чтобы больше говорить с другими людьми на изучаемом языке, смотреть фильмы, слушать аудио. 

С носителем языка лучше всего практиковать разговорную речь
С носителем языка лучше всего практиковать разговорную речь

Некоторые общие правила изучения иностранных языков

  • Практиковать иностранный язык необходимо на каждодневной основе! Это правило является архиважным. В идеале тратить нужно пару часов в день, но если их не всегда можно найти, то обязательно необходимо выделять хотя бы двадцать минут. Правильно использовать каждую свободную минутку – в дороге, в обеденный перерыв, в общественном транспорте. Можно запастись блокнотом, который будет всегда под рукой, чтобы при каждой свободной минутке можно было повторять слова и фразы.
  • Интересно, что эффективнее всего слова запоминаются по утрам, так как мозг отдохнувший и не перегруженный различной информацией.
  • Полезно слушать и смотреть фильмы на иностранном языке. Так мозг легче привыкает к иностранной речи.

Интервью. Как выучить иностранный язык

  • Слова легче запоминаются в контексте фразы или события.
  • Рекомендуется учиться думать на иностранном языке. В качестве тренировки можно мысленно переводить все, на что падает взгляд: вывески, объявления, названия магазинов.
  • Изучение иностранного языка можно сравнить с навыком вождения автомобиля: сначала страшно, затем привычно. Спустя несколько месяцев постоянной практики, иностранная речь будет формироваться автоматически. Чем чаще и интенсивнее занятия, тем быстрее дело дойдет до автоматизма. 
Практиковать язык нужно на ежедневной основе
Практиковать язык нужно на ежедневной основе

С какого возраста ребенку стоит приступать к изучению иностранного языка

Ограничений по возрасту изучение иностранного языка не имеет. По большому счету, ребенку абсолютно не важно, какой именно язык учить, осваивать только один или сразу два. Тем более, врятли его волнует, как важно во взрослой жизни владеть дополнительным языком. Интересно, что дети гораздо легче и быстрей осваивают языки, чем взрослые. Главное, что обучение не должно быть в тягость. Не стоит превращать обучение в сложный академический процесс с обязательными уроками каждый день по несколько часов. В этом случае ребенок будет его избегать, пропадет интерес, и даже в сознательном возрасте изучение языка будет для него пыткой.

 


С какого возраста и как правильно учить иностранный язык

Лучше всего, когда приблизительно с четырехлетнего возраста с малышом занимается взрослый, которого ребенок хорошо знает и принимает. Например, гувернантка или гувернант со знанием языка. Освоение языка должно происходить в естественных условиях с использованием игровых форм и по возможности часто. Особое внимание нужно обратить на личность преподавателя – он должен суметь сделать процесс обучения легким и приятным. Есть педагоги, которые склоняются к тому, что нормальным возрастом для начала обучения можно считать второй-третий класс, если только семья не проживает в другой культурной среде. Когда у ребенка началось преподавание языка в школе, родителям стоит обращать внимание на используемые методы преподавания, возможно, даже дополнять ее домашним обучением. 

Ребенок должен получать удовольствие от изучения иностранного языка
Ребенок должен получать удовольствие от изучения иностранного языка

Грамматико-переводной метод изучения иностранного языка

Для того, чтобы изучить язык взрослому человеку, или понимать, как направлять своего ребенка в вопросах изучения и, родители сами должны понимать, какие методы существуют.

Грамматико-переводный метод считается одним из первых способов обучения. Разрабатывался он исключительно для освоения «мертвых» языков, например, латыни. Методика уходит своими корнями в восемнадцатый век. Согласно ей, изучить иностранный язык представляется возможным при зубрежке правил грамматики и переводе текстов. На сегодняшний день такой метод не считается эффективным. Наверняка, каждый может попытаться вспомнить, как происходил процесс обучения, и что осталось после него в памяти. Насколько долго, скучно и сложно протекал сам процесс обучения, когда преподаватель постоянно исправлял ошибки, перебивая. Основной недостаток в том, что человек просто составляет слова, по принципу конструктора, но никуда не девается языковой барьер – именно он часто служит основной причиной всех сложностей при практике иностранного языка.

 


Как изучение иностранных языков меняет мировоззрение?

Грамматико-переводный метод был единственным вплоть до конца пятидесятых годов. Чтобы освоить язык, должна была быть действительно серьезная мотивация ученика, уроки состояли в большинстве своем только из чтения и перевода. Постепенно некоторые люди стали понимать, что ничего кроме понимания логики и схем построения языка человек не получает. Доходило до смешного, что учащийся мог отлично строить предложения, но не мог задать простой вопрос иностранцу, приезжая за границу. Из плюсов метода стоит отметить возможность хорошего овладения грамматическими основами.

В итоге, к сегодняшнему дню, грамматико-переводный метод был доработан, его до сих пор применяют как основной в ряде лингвистических учебных заведений. Обучение происходит по четырем направлениям:

  • Говорение (владение устной речью).
  • Чтение.
  • Письмо.
  • Аудирование (понимание речи на слух).
Грамматико-переводный метод основан на зубрежке
Грамматико-переводный метод основан на зубрежке

Коммуникативный метод изучения иностранного языка

!!!Важно!!!
Создание коммуникативного метода в освоении иностранного языка стало настоящим прорывам в начале семидесятых годов.

 Он был призван исправить недостатки грамматико-переводного метода. Основной акцент делался на умении человека общаться с представителями культуры изучаемого языка в любой форме – устной и письменной. Главное требование – чтобы процесс происходил в естественных условиях, чтобы разговор был в свободной форме, на интересные обоим собеседникам темы, при которой обучающийся мог бы изъяснять свои реальные мысли на какую-либо тему, а не вспоминать заученные шаблоны. 

Коммуникативный метод основан на свободном общении на иностранном языке
Коммуникативный метод основан на свободном общении на иностранном языке

Метод погружения в иностранный язык

Часто скорость и качество изучения иностранного языка определяется усидчивым характером ученика. Появившийся в конце семидесятых годов метод погружения стал для многих людей надеждой, что язык можно выучить без бесконечной и нудной зубрежки. Идея метода состоит в том, что каждый участник небольшой группы на время обучения совершенно другим человеком. Он становится носителем языка, разрабатывает себе биографию, выбирает имя, страну, город проживания, сферу деятельности. Так создается атмосфера, при которой учащиеся легче раскрываются и преодолевают языковой барьер. Способ хорошо зарекомендовал себя особенно для людей с творческим складом характера.

Метод погружения позволяет быстро убрать психологический барьер
Метод погружения позволяет быстро убрать психологический барьер

Изучение иностранного языка с помощью метода молчания

!!!Важно!!!
Метод молчания появился на свет в шестидесятых годах. Его идея состоит в том, что понимание языка находится в самом человеке.

Задача преподавателя – молчать. Учащийся должен воспринимать язык субъективно, не сбиваясь с толку подсказываниями и исправлениями преподавателя. Например, чтобы ученик выучил слово «Pencil», обучающий должен показать табличку с буквой «р», затем табличку с буквой «е» и так дальше. Этот метод хорош тем, что обучаемый не чувствует давление преподавателя, а взаимодействие иногда строится на уровне подсознания. 

Метод молчания
Метод молчания: авторитет учителя не давит на восприятие ученика

Изучение иностранного языка методом физической реакции

!!!Важно!!!
Идея метода физических реакций состоит в том, что человек может что-то действительно понять только в том случае, если он это почувствовал.

Обучение происходит следующим образом: ученик первые несколько занятий не говорит ни слова, а только слушает иностранную речь: преподавателя, песни, смотрит фильмы. Следующим этапом он начинает реагировать на слова исключительно действием. Например, если изучается слово «бежать», то ученик бежит, если цель стоит, чтобы запомнить слово «писать», то все пишут. Справедливо отметить, что этот метод зарекомендовал себя как эффективный. Кроме того, участники обучающейся группы взаимодействуют не только с учителем, но и между собой, что развивает их адаптацию к иностранной речи. 

Первые занятия ученик не говорит ни слова, а только слушает
Первые занятия ученик не говорит ни слова, а только слушает

Аудиолингвистический метод изучения иностранного языка

!!!Важно!!!
Аудиолингвистический метод изучения иностранного языка идеально подходит людям с развитым аудиальным восприятием.

 Он строится на простом принципе: услышал-сказал. Сначала фразу говорит учитель, ученик ее повторяет большое количество раз до тех пор, пока она не не будет звучать идеально. Только после этого обучаемому позволяется добавлять какие-то слова от себя.

Аудиолингвистический метод
Аудиолингвистический метод основан на принципе: услышал - повторил

Интересно об иностранных языках!

  • Финский признается самым легким для изучения языком: слова в нем пишутся также, как и произносятся.
  • Некоторые считают, что английский является самым распространенным языком по причине его легкости. На самом деле это не так: дело в том, что последние века англичане вели успешную политику, что  способствовало и распространению языка.
  • Долгое время лингвисты спорили на счет того, какой же язык стоит признать самым сложным. Официально самым сложным для изучения признан абазинский язык.
  • Всего в мире существует 6 809 используемых языков. Самое большое разнообразие их в Азии и Африке.
  • Больше всего людей в мире использует для речи китайский язык – 885 миллионов человек, второе место занимает испанский язык, на третьем месте – английский.

 


Зачем изучать иностранные языки?

  • Русский язык занимает седьмое место в мире по популярности.
  • Более восьмидесяти процентов информации всего мира зафиксировано на английском языке.
  • В 1887 году был создан язык Эсперанто, целью которого было стать международным искусственным языком.
  • Камбоджийский алфавит можно назвать самым длинным – в нем насчитывается 74 буквы.
  • Всего 11 букв имеется в языке одного из племени туземцев.
  • Доказано, что освоение иностранных языков тормозит процесс старения и улучшает работу мозга.
Вывод:
Выучить иностранный язык за месяц, два или три не представляется возможным. Сегодня существует множество методик, которые позволяют облегчить процесс обучения. Но они всего лишь предлагают ту или иную систематизацию языка. Основная нагрузка ложится на учащегося – именно от его желания, мотивации, готовности усердно работать зависит скорость и качество овладения языком. Кроме того, необходима постоянная практика, которая начинается с момента открытия первого учебника по изучению иностранного языка и продолжается всю жизнь.

НОВЫЙ БИЗНЕС: изучение иностранных языков





2015-07-07 17:30:24
комментарии:

- Идеальная мама связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Все услуги фриланса по 500 рублей!
ПАБЛИК ИДЕАЛЬНЫХ МАМ ВКОНТАКТЕ! ПОДПИШИСЬ!: