Идеальная мама

Математика с первых дней

Не откладывайте изучение математики до школьного возраста. Ведь даже малышу очень интересно изучать цифры и научиться считать. Все математические действия абстрактны, в связи с этим научить им маленьких ребятишек очень непросто. Некоторые дети не только не могут назвать цифру, но и просто не видят ее на картинке. Очень часто дети путают похожие цифры, такие как 1 и 7, 6 и 9, 8 и 3. Память  и восприятие ребенка устроены так, что в первую очередь понимает и запоминает конкретные вещи, то, что можно понюхать, потрогать, лизнуть, а не то что увидит или услышит. В связи с этим, чем младше ваш кроха, тем больше фантазии и изобретательности необходимо проявлять педагогу. Чтобы легче было вводить ребенка в мир математики, можно использовать игры.


Считаем до десяти

С чего начинается математика

С рождения ребенка окружает математика. Например, в песенках и потешках: «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять!». Гимнастика – отсчет движений и ориентация в пространстве: «Раз, два, три! Вправо, влево! Вверх, вниз!». Ребенок в четыре месяца с удовольствием грохочет игрушками с шариками. Начал ползать – пробуем все на зуб и пытаемся открывать коробочки. Таким образом, ребенок сталкивается с окружающими его геометрическими фигурами и телами. Ребенок постепенно знакомится со свойствами предметов, пытается их сопоставить, что означает, что он постепенно проходит начальный курс сравнительного анализа.

Цифры вокруг нас
Цифры вокруг нас

Начальный уровень логики

Основы математики изучаются в несколько этапов. Можно воспользоваться некоторыми играми на сортировку для начинающих математиков.

  1. Перемешать одинаковые предметы разных цветов и предложить крохе отобрать предметы одного цвета. Например, прищепки, пластмассовые колечки, кубики.
  2. Крохе постарше можно дать задание отобрать из предметов одного цвета имеющих одинаковую форму или предложите разложить одноцветные предметы по мешочкам, имеющим тот же цвет.
  3. Предложите ребенку разложить маечки к маечкам, носочки к носочкам, причем носочки можно еще и в пару собрать, а мамину и папину одежду отобрать от детской. Это позволит приучить малыша к аккуратности и хорошо тренирует. На данном этапе ребенок должен научиться определять и распознавать форму предметов и их размер в сравнении, установить соответствие по каким-либо признакам, что позволит свободнее ориентироваться в окружении, более четко формулировать свои желания и понимать задания взрослых.
Учимся играя
Учимся играя

Начинаем считать

Основы изучения счета закладываются с рождения, например, когда в разговоре с крохой используете количественные и порядковые числительные: четыре месяца, первые зубки. Очень полезны считалочки и потешки. Огромное удовольствие доставляет малышам пересчитывание пальчиков на ручках. Во время такого пересчета происходит тактильный контакт, то есть прикосновения мамиными руками ручек малыша, что реализует потребность крохи в общении и ласке.


Считаем пальчики

На улице и дома

Математикой заниматься с ребенком можно везде: на улице, в помещении, в транспорте. С первыми шагами, можно начинать подсчет первых шагов и пройденных ступенек. Немного подросли? Начинайте соревноваться во внимании и считать синие машины, встретившихся собачек. Такая игра настолько увлекает, что вы не заметно можете добраться до того места, куда шли. Конечно, и в транспорте вам будет намного спокойнее. Во время развешивания белья, можно попросить малыша подать необходимое вам количество прищепок. Накрывая на стол, дайте задание ребенку посчитать гостей и разложить необходимое количество салфеток и ложек. Не забудьте сказать, что без его помощи вам просто не справиться, и кроха с гордостью выполнит поручение. Потренироваться в счете можно и накрывая стол для игрушек – плюшевых животных или кукол. Ребенку необходимо понимать сам принцип счета. Не забывайте предлагать применение знаний на практике. Примерно к трем годам ребенок может посчитать до пяти или даже до десяти, а некоторые способны посчитать от двух до пяти предметов взглядом, без помощи пальчиков. 

Накрываем стол для игрушек
Накрываем стол для игрушек

После того как малыш освоит порядковый счет, можно начинать изучать обратный счет. Такое задание дается нелегко, поэтому не следует ждать моментального результата. Обучаться счету наоборот можно с трех. Для наглядного примера можно воспользоваться подручными средствами. Например, поднимаясь по лестнице, сначала посчитайте три-пять ступенек, а затем спуститесь по ним, отсчитывая в обратном порядке. Данное упражнение повторите несколько раз, для закрепления последовательности чисел в памяти ребенка. Периодически побуждайте кроху к самостоятельному счету. Рассказывайте малышу, что обратный счет часто используется в практике, например при запуске ракеты в космос, тоже считают наоборот: «3, 2, 1 – пуск!». Можно поиграть в космодром: поочередно с ребенком запуская ракету «в космос». 

Три, два, один - пуск!
Три, два, один - пуск!

Считать лучше хором, громко и весело. Во время пробежек, можно предложить крохе начало забега сопровождать командой «3, 2, 1 – старт!» и конечно, взмахом руки, как у настоящих спортсменов. Если в игре принимают участие несколько детей, то соревнования не избежать. Можно взять несколько камешков и считая вслух сложить в ведерко, а затем, доставая их считать в обратном порядке. На камешки также можно наклеить бумажку с цифрами и доставать их в определенной последовательности, что будет воздействовать на зрительный канал восприятия ребенка.

Малыши на старте
Малыши на старте

Угадай – что за цифра?

После того, как малыш усвоит порядковый устный счет, можно начинать изучение цифр. Ребенок должен понимать, что цифра – это не просто закорючки, а обозначение конкретного количества предметов. Наглядно продемонстрировать связь между количеством предметов и цифрой можно с помощью карточек от одного до девяти и кружков из цветного картона. Например, положите перед ребенком 1 кружок зеленого цвета, а рядом карточку с цифрой один, затем 2 красных кружка и карточку с двойкой.

Сопоставление карточек для изучения чисел
Сопоставление карточек для изучения чисел

Контроль запоминания

  1. Начиная занятие, убедитесь, что малыш твердо усвоил предыдущий урок, иначе отведите еще одно-два занятие с той же цифрой.
  2. Необходимо учить по одной цифре в день.

Очень полезно играть в ассоциации: рассказывайте поочередно с ребенком о том, на что похожа та или иная цифра. Например, восьмерка на боку похожа на бантик или очки, а перевернутая четверка похожа на стульчик. Можно про цифру сочинить веселый короткий стишок. Цифры можно отыскивать во время прогулки: таблички с номерами домов, ценники и скидки в витринах магазинов, номерные знаки транспортных средств. После освоения первого десятка, можно изучить цифру – 0. Объясните, что ноль – это ничего.

Двойка похожа на лебедя
Двойка похожа на лебедя

Больше или меньше

С трех лет с ребенком можно поработать над понятиями «равно», «больше» и «меньше».

  • Положите перед крохой пять кубиков, три мяча, одну машинку. И спросите: «Каких игрушек больше, а каких меньше?».
  • Возьмите несколько кукол и посадите их за стол, перед каждой куклой поставьте чашечку. Дайте ребенку задание, проверить хватает ли всем куклам чашек. Ребенку необходимо сосчитать и то и другое. Следует обратить внимание, на то, что кукол такое же количество, что и чашек. Предложите крохе взять из пакета столько конфет, сколько хватило бы всем куклам, ему и вам.
  • Можно поручить крохе, разделить поровну орешки, предназначенные двум белочкам. Необходимо объяснить ребенку, что брать следует по одному орешку и поочередно класть перед белочками. В конце подведите итог, пересчитав орешки каждой белочки.
  • Расскажите ребенку, что на равные части/поровну делится только четное число предметов – два, четыре, шесть и так далее. Ну а нечетное количество предметов поровну не делится. Конечно, ребенок не сразу усвоит такие понятия как четное и нечетное. А через определенное время информация всплывет сама в нужный момент.
Чего больше?
Чего больше?

Арифметика проста

Постепенно вы подойдете к арифметическим действиям. Можно предложить ребенку примеры на сложение и вычитание. Возьмите несколько камешков или пуговиц себе, а несколько дайте ребенку. Положив один камешек на стол и скажите: «Одна пуговица, а теперь положи рядом с ним свой камешек. Посчитай, сколько их стало? Ну а если я добавлю еще один камешек?». Если произвести обратную последовательность действий, можно продемонстрировать принцип вычитания. Увеличивайте сложность задания, добавляя количество слагаемых. Например, сначала сложите камешки, а потом из полученной суммы вычитайте по несколько штук, а после опять прибавьте.

Решаем примеры
Решаем примеры

Возрастные нормы

Ребенок постоянно пополняет свой опыт и знания. Конкретных возрастных норм не существует. В один год ребенок может сравнивать размеры и различать формы, может совершать последовательные действия и знать от трех до четырех цветов. В полтора – два года, в момент активного развития речи, кроха уже умеет подниматься по ступенькам, и с удовольствием будет повторять за вами числа, пока не осознает их значение. Что позволит ускорить понимание ребенком процесса счета. В три-четыре года, ребенок вполне подкован математически – разбирается в геометрических фигурах и знает их названия, может отыскать предмет необходимой формы и цвета. В четыре-пять лет малыш может с легкостью справиться с обратным счетом, понимает слово множество. Накопленная к этому моменту база знаний, дает возможность обучения арифметическим действиям. В шесть лет ребенок уже должен считать до десяти, составлять и решать примеры, знать численный состав, понимать такие понятия, как «смежные числа», «предыдущее число» и «следующее число». Развитие ребенка проходит в быстром темпе, по-другому нельзя, так как школа с каждым годом предъявляет больше и больше требований к уровню знаний.


Пример приложения для обучения математике малыша





2015-06-10 12:14:12
комментарии:

- Идеальная мама связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Все услуги фриланса по 500 рублей!
ПАБЛИК ИДЕАЛЬНЫХ МАМ ВКОНТАКТЕ! ПОДПИШИСЬ!: